Компрессионный трикотаж

В наше сложное время, мы все больше времени проводим в гиподинамическом режиме, сидя за столом на работе или стоя в общественном транспорте. Наш отдых – телевизор и компьютер, лежание на диване. Те, кто не пользуется общественным транспортом, часами стоит в пробках, не имея возможности размяться и дать ногам адекватную физическую нагрузку.

Малоподвижный образ жизни провоцирует ослабление организма в целом и, в частности, ослабление венозной стенки и клапанов, помогающих возвращать кровь к сердцу. Все это грозит развитием варикозной болезни и появлением расширенных узлов, нарушением кровообращения и застоем крови в ногах, болями и судорогами в икроножных мышцах. Варикоз нередко осложняется воспалением (возникает тромбофлебит) или образованием язв на коже (трофические венозные язвы).

Для профилактики и лечения венных проблем используется множество методов, среди которых одно из важнейших мест занимает ношение медицинского компрессионного трикотажа. Точно доказано, что антиварикозные гольфы, чулки или колготки обладают выраженным лечебным действием и положительно влияют на состояние кровеносных сосудов и крови в целом.

Компрессионный трикотаж создает активное давление, помогающее работе сосудов и клапанов. При движении (ходьба, бег, любая другая работа ногами) противоварикозные изделия давят на вены и мышцы снаружи, устраняя или значительно уменьшая большинство симптомов варикоза. Действие трикотажа устраняет отечность, ускоряет кровоток, уменьшает болезненность, значительно повышает переносимость статической и динамической нагрузок.

Спектр применения компрессионного трикотажа очень широк: практически любые возможные и существующие проблемы с венами можно решить с помощью гольфов, чулок или колготок. Профилактика осложнений во время операций, сосудистые звездочки (по-медицински – телеангиоэктазии), маленькие расширенные вены или большие выраженные узлы – вот только некоторые состояния, при которых помогает компрессионный трикотаж.

Обязательно ношение трикотажа после операций на венах (после снятия швов), склеротерапии, лазерного удаления вен и звездочек. Рекомендуется эластическая компрессия и при проблемах лимфатической системы, как фактор уменьшения отечности и предотвращения застоя жидкостей.

Компрессионный трикотаж – специфическое изделие, которое должно отвечать определенным требованиям. Эти требования описывают специальные стандарты. Согласно принятым в Европе правилам, компрессионный трикотаж делят на несколько компрессионных классов, в зависимости от давления, которое изделие оказывает на поверхность тела. Компрессия трикотажа измеряется в миллиметрах ртутного столба, и на коробке (во вкладыше) должно быть указание, как сильно изделие давит на поверхность тела.
В нашей стране по историческим причинам прижился самый строгий немецкий стандарт качества компрессионных изделий RAL –GZ 387.
Этот стандарт учитывает 4 компрессионных класса изделий.
К первому классу относят изделия с давлением на лодыжке 18-22 мм рт. ст.
Ко второму — изделия с давлением 23-32 мм рт. ст.
К третьему — изделия с давлением 34-46 мм рт. ст.
К четвертому — изделия, оказывающие давление свыше 49 мм рт. ст.

Каждый компрессионный класс медицинского трикотажа предназначен для лечения своих проявлений болезней и имеет собственные показания к применению.

Показания к применению профилактического компрессионного трикотажа (15-18 мм рт. ст.):
• Наследственная предрасположенность к заболеваниям вен (варикозная болезнь у близких родственников).
• Склонность к избыточной массе тела.
• Повышенная свертываемость или вязкость крови.
• Заболевания, при которых повышено внутрибрюшное давление (хронические запоры, хронические заболевания легких и т.д.).
• Беременность.
• Работа, во время которой много времени проходит «на ногах» — продавцы, повара, хирурги, работники конвейерных производств и т.д.

Внимание! Применение профилактического трикотажа позволяет предотвратить развитие варикоза и хронической венозной недостаточности у людей, входящих в группы риска.

Показания к применению компрессионного трикотажа I класса (18-22 мм рт. ст.):
• Преходящие нарушения венозного оттока, синдром «тяжелых ног» (отеки ног к вечеру, тяжесть и усталость стоп и голеней, чувство распирания).
• Лечение начальных проявлений и предотвращение развития варикозной болезни, улучшение плацентарного кровообращения во время беременности.
• Функциональные флебопатии (начальные формы варикозной болезни при отсутствии внешних признаков).
• Сосудистые звездочки, единичные варикозно расширенные вены (длиной до 5 см). После любых операций на венах по прошествии 3-х месяцев.
• Кроме привычного лечебного трикотажа в настоящее время многие производители изготавливают специальный профилактический трикотаж, предназначенный для предупреждения варикозной болезни и другой патологии венозного аппарата.

Показания к применению компрессионного трикотажа II класса (23-32 мм рт. ст.):
• Варикозная болезнь без трофических нарушений, в том числе при беременности.
• Множественные или единичные (длиной более 5 см) расширенные вены.
• Хроническая венозная недостаточность с расширенными поверхностными венами.
• Множественные сосудистые звездочки. Все виды хирургического лечения варикоза (в течение 3-х месяцев после оперативного вмешательства).
• Состояние после флебосклерозирующего лечения ХВН (по назначению врача).
• Отеки конечности после травмы.
• Поверхностный тромбофлебит.

Внимание! Перед применением компрессионного трикотажа II класса рекомендуется получить консультацию специалиста.

Показания к применению компрессионного трикотажа III класса (34-46 мм рт. ст.):
• Выраженная и осложненная хроническая венозная недостаточность.
• Варикозная болезнь с отеками и трофическими нарушениями на коже.
• Тромбоз глубоких вен.
• Наследственные поражения венозного русла (синдром Паркс-Вебера или Клиппель-Треноне).
• Посттромбофлебитическая болезнь.
• Лимфатические отеки, лимфостаз.
• Лимфовенозная недостаточность.
• Профилактика тромбоза глубоких вен.
• Профилактика развития трофических язв.

Внимание! Для применения компрессионного трикотажа III класса необходима консультация врача-флеболога (хирурга).

Кроме цифр давления важным является еще одно свойство компрессионных изделий: распределенное давление. Для медицинских компрессионных изделий (RAL – GZ 387), давление должно распределяться по ноге следующим образом:
• на уровне щиколотки (в самом узком месте голени, над лодыжками) 100% от указанного на коробке,
• на уровне икры (граница верхней и средней трети голени) 70% от указанного на коробке,
• на уровне середины бедра — от 50 до 30 % от указанного на коробке. Такое понижение давления от лодыжки к бедру определяет возможность трикотажа «выталкивать» кровь из вен к сердцу.

Противопоказания

Абсолютные противопоказания для применения медицинского компрессионного трикотажа:

Хронические облитерирующие заболевания артерий нижних конечностей (атеросклероз, эндоартериит) с систолическим артериальным давлением на уровне нижней трети голени ниже 80 мм рт. ст.

Относительные противопоказания к применению медицинского компрессионного трикотажа:
• Острые воспалительные кожные заболевания (дерматиты) в области воздействия трикотажа.
• Поражение сосудистой системы при диабете (диабетическая ангиопатия).
• Декомпенсированная сердечно-легочная недостаточность.
• Невенозные трофические язвы.
• Септический флебит.

Внимание! При наличии относительных противопоказаний к использованию компрессионного трикотажа необходима консультация профильного специалиста (дерматолога, эндокринолога, флеболога и т.д.)